Великолепная мастерская на 12 кв. метрах
03.06.2018
Эта статья посвящена тем из вас, кто планирует обустроить свою мастерскую для любимого вида творчества, имея известные квадратные «лимиты». Каждый художник знает, как важно иметь собственное пространство, где можно заниматься творчеством и никому при этом не мешать, где его не будут отвлекать от творческого процесса.
Ровно год назад у меня была наипустейшая комната 3.5 х 3.5, в которой мне хотелось уместить сразу несколько функциональных зон: кабинет (поскольку я человек подневольный 🙂 в некотором смысле, т.е. работающий), швейный уголок и зону для валяния (к тому времени я уже узнала, что такое валяние и с чем его едят). Мечты, мечты… Был достаточно долгий период поиска удачных идей, которые хотелось примерить на себя, подбора фото, выспрашивания советов у людей, собаку съевших в этом деле, у коллег по счастью и так далее..
Мечты имеют таки свойство сбываться, и сейчас я работаю в замечательных условиях, которые меня полностью устраивают, а посему стремлюсь поделиться своим опытом обустройства «приватной территории»: что предусмотрела, что учла, что очень полезно и удобно, а от чего, возможно, стоит отказаться.
Итак. Один из самых важных моментов в мастерской – рабочий стол. Его размеры в горизонте, высота, способность к трансформации – все имеет значение. Поработав какое-то время попеременно то на полу, то на низком столе, я поняла, что очень скоро мне придется работать либо в корсете, либо с приличными перерывами на восстановление.. Изучив внимательно позвоночно-профилактический вопрос, пришла к выводу, что высота рабочего стола должна соответствовать расстоянию от пола до уровня локтя – таким образом мы заботимся о своих позвоночниках и забываем о перегрузках в пояснице!
Идея стола-трансформера у меня присутствовала изначально, поскольку для валяния нужны площади весьма внушительные, но! только на стадии раскладки шерсти – исключительно удобства ради. Все остальное время аэродромы будут помехой. Удобным оказался размер стола (185х112) с возможностью быть удлиненным до 240 см и расширенным до 165 см. Каким образом: из стола (из двух его сторон) могут при необходимости выдвигаться опоры, на которые ложатся дополнительные столешницы: можно использовать сразу обе (по длине и по ширине), или же по очереди – в зависимости от грандиозности задумки…
(Все вопросы насчет того, как это сделано, можете адресовать моему мужу, который собственноручно и изготовил эту конструкцию).
В торец стола встроена небольшая гладильная доска и эл. розетка непосредственно рядом с ней: пользоваться легко, быстро и весело.
Кстати говоря, столику под оверлок досталось от своего «старшего брата» и он также раскладывается в длину:
И столику, несущему швейную машинку, досталось… (слева выдвигается небольшая столешенка):
Под «главным» рабочим столом образовалась так называемое труднодоступная зона. Вот как мы использовали ее:
Стулья к такому столу нужны высокие (барные), и еще лучше, если с регулировкой по высоте.
Следующий, не менее важный аспект – освещение. Освещение – это наше всё. Не углубляясь в тему важности этого элемента комфорта и безопасности, скажу коротко: работа в полутьме или в неравномерно освещенной комнате ведет к весьма печальным последствиям. Хорошо освещена должна быть не только обрабатываемая деталь, но и все помещение мастерской. Мастерская должна иметь ровную освещенность по всей площади. Это – в идеале. Естественное освещение редко бывает адекватным. Скорее всего, вам придется работать при электрическом освещении и днем, и в темное время суток.
Рабочий стол, обрабатываемая деталь и инструменты должны быть освещены так, чтобы свет не падал в глаза. Самым правильным является рассеянное освещение, когда все помещение мастерской освещается равномерно и падающие на обрабатываемую деталь лучи света совпадают с осью зрения и, соответственно, от предметов не падают контрастные тени (при таком освещении мы не видим ни источника света, ни бликов от обрабатываемой детали).
В целом, освещение должно быть достаточным именно для вас, еще лучше – регулируемым по интенсивности: — за счет диммера либо за счет изменяемой длины шнура светильника (в моем случае) и, кроме того, дополнительное локальное освещение не только улучшит общую картинку, но и добавит комфорта.
Белый потолок и светлые стены могут вкупе подыгрывать правильному освещению: их можно использовать как фактор комфортности пребывания в мастерской, поскольку они отражают свет. Лично у меня не было возможности как-то повлиять на цвет стен и потолка (деревянный дом, штукатурка и отделка не предполагается), однако, если у вас есть такая возможность, воспользуйтесь ею.
Ящики и комоды. Крайне важно иметь этажный формат хранения своих «запасов» (материалов для творчества). Опять-таки, для экономии места. Мне вполне хватает комода из 9 одинаковых ящиков (45х25х40) и еще одного комода из трех ящиков побольше (93х32х40). Если раньше все необходимые материалы хранились у меня в коробках и пакетах разного калибра, то теперь это стройный этаж ящиков, в которых шерсть хранится по оттенкам, ткань таким образом, что при открывании ящика я сразу вижу все, что имею, так сказать. Порядок, ничего не пылится и моль… не кусает! 🙂 Если у вас нет возможности обзавестись деревянными комодами индпошива, их вполне можно заменить икеевскими. Главное, чтобы для заглядывания в один, самый нижний, к примеру, Вам не пришлось бы снимать все верхние. Очень это утомительно порой, а со временем вообще отнимает всякое желание заглядывать во все, кроме верхних.
Далее: голосую ЗА полки на стенах с дверцами, которые легко отбрасываются наверх (именно вверх!), открывая рабочую зону и также легко возвращаются на место во время перерыва (сами понимаете, что на открытых полках всё быстро начинает пылиться, не всегда получается содержать рабочее место в идеальном порядке, да и вообще, масса мелочей, инструментов рассредотачивают внимание, да и просто не радуют глаз, придавая ощущение захламленности.
Мой самый сподручный» ящичек: здесь я держу все то, что так часто надо и, как правило, постоянно растворяется в неорганизованном пространстве: сфотографировала, дабы не перечислять. Невидимой осталась зона в глубине ящичка: его второй ярус передвигается по всей глубине, пряча или открывая нужную зону нижнего яруса:
Рулоны всевозможные хранятся вертикально в отдельной большой корзине, что обеспечивает их хорошопросматриваемость и легкодоставаемость:
Из очень удобного замолвлю словечко и про пылесос: хорошо, если он легкий, мобильный, и живет в мастерской, никуда не уносится. Очень удобно. Поработали – сразу убрали пыль, мусор и со стола и с пола. Чистота – залог удобства!
Музыка. Предусматривала ли я музыкальное сопровождение своего творческого процесса? Пожалуй, нет. Теперь, когда это получилось как-то само собой (хотя нет, вру: муж позаботился!), я весьма и весьма довольна и с радостью рекомендую вам не упустить этот момент при планировании мастерской: предусмотреть место под аппаратуру, колонки, скрыть проводку. Кстати, о проводке: если вы позаботились о красоте быта, и вся проводка у вас спрятана, а розетки выведены в нужные зоны, то и запнуться не обо что будет. Опять получаем безопасность и комфорт!
Зеркало. Не могу себе представить «девичью» без зеркала! В моей мастерской за входной дверью есть (было) свободное пространство 12 см в ширину, одна вторая которого с успехом превратилось в хранилище дополнительных столешниц для рабочего стола, а другая вторая – в высокий и узкий шкаф, дверцей которого стало большое зеркало. За этой дверцей висят бусы, лежат драгоценности, металлы… В общем, всякое такое! 🙂
Защита от шума должна обеспечивать безопасную и приятную обстановку в мастерской. Обычная человеческая речь имеет уровень в 65 децибел. Звук мощностью выше 85 децибел может повредить слух при длительном воздействии. Не думаю, что вы будете повышать децибелы в своей мастерской до такого уровня. Тем не менее, если мы с вами хотим и в глубокой старости иметь хороший слух, давайте беречь его уже сейчас и пользоваться хотя бы берушами (наушники компактные красивее) – например, когда машинкой «жужжим».
Итак: достаточно большая, удобная и хорошо освещенная рабочая поверхность и еще несколько поменьше с локальным освещением и столешницами – трансформерами, музыка, эргономичные хранилища по принципу «все под рукой», все (или почти все) необходимое оборудование в мастерской, – и вот оно, счастье!
Ни в коем случае не претендуя на открытие Америки, я все же очень надеюсь, что кому-то данная информация пригодится. Девочки, берегите себя и будьте счастливы!
автор Ольга Алонсо